Газета.Ру, 07.06.2014

Подобие без образа.
Выставка «Бубновый туз» в фонде культуры «Екатерина» посвящена 80-летию художника Олега Целкова

В фонде культуры «Екатерина» открылась выставка «Бубновый туз», посвященная 80-летию Олега Целкова. «Газета.Ru» рассказывает о художнике-нонконформисте и его главных картинах, которые можно увидеть на экспозиции.

Олег Целков – один из классиков советского неофициального искусства. В СССР его выставки опечатывали в день открытия, находя в них критику времен и нравов. Однако бунтарский дух его произведений, грамотно перемешанный с сатирой и метафизикой, сразу стал ходовым товаром. Прежде чем Целков в 1977 году по предложению советских властей перебрался в Париж, он продавал свои картины по рублю за квадратный сантиметр.

Сегодня цену его работам назначают крупнейшие аукционные дома: возникший как альтернатива насквозь коммерческому поп-арту бренд под названием «Олег Целков» продается не хуже штампованных портретов Энди Уорхола.

С каждого из сорока пяти выставленных в фонде «Екатерина» холстов Целкова смотрят примитивистские уродцы со свинячьими щелками глаз. Туповатое и озлобленное лицо-маска — или «рожа», как ее называет художник, иногда посаженная на припухлое, деформированное туловище, родилась в 1960 году и мгновенно стала единственным сюжетом, который Целков вновь и вновь воспроизводит вот уже пятьдесят лет.

«Тайная вечеря», 1970 год

Олег Целков. Тайная вечеря. 1970

Людская каша гранатового цвета, изображенная на картине «Тайная вечеря», едва ли служит вариацией фрески Леонардо да Винчи. Однажды ее сравнили с «Герникой» Пикассо, заметив, что бьющиеся в экстазе одутловатые существа вот-вот расправятся с воздевающим к небу гигантские лапы пророком. Таким образом, она стала приговором человечеству, заплутавшему среди собственных фобий и маний. Если это и религиозный сюжет, то действие его происходит в щедринском городе Глупове, в «кромешном» мире.

«Портрет Юрия Коренца», 1972

Олег Целков. Портрет Юрия Коренца. 1972

Человечество, по Целкову, – это возведенная в систему тавтология. Поэтому все его портреты (будь то «Портрет Юрия Коренца» или «Автопортрет с Рембрандтом в наш день рождения») – это одно и то же прорвавшееся наружу малоприятное естество. Однако даже этот мрачный лик, похожий на логотип телекомпании «ВИD», не выглядит злой сатирой. Скорее – выросшей из осознания собственной беспомощности и несовершенства иронией по отношению к себе, к Рембрандту, к человеку в целом.

«Маска и стрекоза», 1976

Олег Целков. Маска и стрекоза. 1976

Изображенная в едких рыже-салатовых цветах «Маска и стрекоза» до крайности заурядна – в ней нет ни мистики, ни мысли, ни эмоций и даже нескольких зубов недостает. Кто-то узнает в «рожах» Целкова обобщенный лик советского обывателя, кто-то – автопортрет художника, выродившихся «Ударников» Павла Филонова, гомункулов или мутантов. Целков видит в них правду о человеке, его шаблон, выхваченную из времени мимику эпохи, подобие, лишенное образа.

«Всадник», 1998

Олег Целков. Всадник. 1998

Восседающий на монструозном коте и размахивающий ножом всадник, кажется, сбежал с одной из картин Босха. Однако воплощенное в нем зло с немигающим взглядом пресытившегося бегемота лишено экспрессии. Оно застыло во времени, как памятник, растворилось в розово-оранжевой дымке. «Всадник» становится уже не обобщенным портретом вселенской души, а прорисованной жизнью с идиотом, обнаруженным в самом себе.

«Театр», 2008

Олег Целков. Театр. 2008

К 2008 году целковские рожи еще пуще скорчились, обрели бесформенные грузные тела, написанные в инфернальных фиолетово-изумрудных тонах, стали монументами. Для «художника — технолога сцены» Целкова, окончившего Ленинградский театральный институт, они – и «пузыри Земли» из шекспировского «Макбета», и сросшиеся в единое безобразное существо комики и трагики. Из всех классических масок в театре осталась одна и та же спесивая, одноглазая, бесконечное количество раз воспроизведенная, как в зазеркалье, рожа.

Автор: Татьяна Сохарева

 

График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка