"Время новостей", 10 июня 2008.

Красота до изнеможения
Ретроспектива Виктора Алимпиева в фонде «Екатерина»

Фонд культуры «Екатерина» на Лубянке прежде показывал в монографическом формате (сборные выставки не в счет) классиков современного искусства - шестидесятника Владимира Янкилевского, режиссера и художника по совместительству Роберта (Боба) Уилсона, фотографа Андреаса Гурского. Это были западные знаменитости. Янкилевский давно живет в Париже, Уилсон - американец, кочующий по миру, Гурский - немец. И вот вдруг настоящая - очень затратная по реализации - ретроспектива отечественного творца от contemporary art. Причем относительно юного (1973 года рождения). Хотя Виктор Алимпиев успел поучаствовать не только в Московской биеннале современного искусства, но и в биеннале Венецианской, а также Берлинской (что дорогого стоит) отчетной кочующей выставке классиков от Рублева до Кулика (надо бы сказать: «до Алимпиева») под названием «Россия!», организованной Фондом Гуггенхайма, а в топографии его персональных проектов значатся Англия, Бельгия, Италия, Германия, Греция, Франция и т.д.

В общем, Алимпиев заслужил мировую славу и ретроспективу в одном из самых престижных выставочных пространств Москвы. До этой ретроспективы успех художника вызывал лично у меня недоумение: «Не по чину берешь». Когда смотришь живопись или видео Алимпиева на сборных выставках, действительно непонятно, что он хочет сказать. Автор теряется в гулкой пустоте бесконечного потока самовыражения прочих авторов, от работ которых устают глаза, а мозг отказывается воспринимать ученые концепции. Хочется изречь что-то вроде «Книжки бы лучше писали, а не инсталляции многометровые городили». На бумаге все это смотрелось бы лучше.

А вот Алимпиеву фонд «Екатерина» при поддержке галереи «Риджина» сделал личный бенефис под названием «Чей это выдох?» (одноименный демонстрирующемуся видеофильму). И тут художник заиграл - в прямом смысле слова. Потому что его искусство - это и есть игра. Игра с контекстом, то есть современным искусством, из которого исчез критерий формы, да и красоты. Игра со зрителем, который должен замирать перед экраном или медитировать перед однообразной якобы серией картин, а зритель от этого давно отвык. Игра с компьютером - Алимпиев для своих (псевдо) абстрактных работ использует «мышку», умножая тавтологическую невнятицу (чем отличается «Край поля 1» от «Края поля 2»?). Игра с текстом, поскольку названия опять же абсурдны (с чего это вдруг «Брошенные знамена похожи на пашню»?). Ну и наконец, игра настоящая - алимпиевские видео похожи на театральные постановки, но без слов. А театр и есть игра без окончательного смысла: Толстой об этом очень хорошо написал.

Тут привередливый читатель потребует от меня (совершенно справедливо) рассказа о том, что же, собственно, было на выставке. Если я пущусь в объяснения, то читатель сочтет меня извращенным идиотом. Ну, например, фильм «Олень». Девушка трется лбом об искусственную шерсть, мужик стучит головой о вешалку, мелькают кадры леса, звучит божественная музыка. Ну что, проницательный читатель, нравится тебе это описание? И на серо-розовых картинах Алимпиева в общем-то ничего не нарисовано, хотя они многослойные и рукодельные, с использованием самых новых технологий и профессионального мастерства выпускника Художественного училища памяти 1905 года. Можно много говорить (или придумывать), о чем этот сон.

Но он - ни о чем. Сны нужно смотреть, а не анализировать. Алимпиев - это такой анти-Фрейд, при этом отдающий себе отчет в том, что он делает, рисует и снимает. Получается очень красиво. Настолько, что словами не описать.

Это опера или балет без либретто. Сам себе театр. Длящийся до изнеможения зрителя.

Федор РОМЕР



График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка