"Эксперт", 3 марта 2008.

Тачанка Аполлона

Выставка «Красноармейская студия», проходящая в залах фонда культуры «Екатерина», посвящена 90-летию РККА.

Редкий юбилей вооруженных сил отмечался с таким художественным размахом - больше сотни полотен и плакатов, среди авторов - генералы «левых» и «правых» фронтов российского искусства: от лучших представителей авангардных 20-х (Кузьма Петров-Водкин, Эль Лисицкий) до лауреатов Сталинской премии (Исаак Бродский, Александр Лактионов), от патриархов реализма (Константин Юон, Павел Корин) до художников-концептуалистов (Ольга и Александр Флоренские).

Часть выставленных работ в свое время была так растиражирована в репродукциях, что встреча с оригиналом вызывает мистический трепет. Здесь можно «живьем» увидеть некогда любимую картину советского народа «Письмо с фронта», за которую в 1948-м Лактионов получил Сталинскую премию и которая, благодаря солнечному колориту, сладчайшему натурализму и задушевности, сделалась лучшей «картинкой про войну» в учебнике «Родной речи», лучшей открыткой и лучшей цветной вклейкой в БСЭ. А тут вот оно - два с лишним на полтора метра, масло на холсте в авторском повторении (всенародная популярность заставила и самого художника тиражировать свой шедевр). Не меньшим откровением, впрочем, становятся и встречи с вещами, не известными никому, кроме посетителей Центрального музея Вооруженных cил. Взять хотя бы гигантское полотно «К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке». Космическая панорама зимнего, в духе Брейгеля, пейзажа, простирающегося за фигурой наркома, принадлежит не кому-нибудь, а Исааку Бродскому, добравшемуся до президентства в Академии художеств благодаря виртуозному изображению кабинета Ильича с пальмой в кадке.

Собранные же вместе, известные и неизвестные произведения делают очевидными два важных обстоятельства.

Во-первых, время строительства Красной Армии было временем крупнейшей позиционной войны в советском искусстве. С конца 20-х соцреализм вел наступление на всех художественных фронтах, закончившееся к 1933-му полной и безоговорочной капитуляцией наследия авангарда (в тот момент уже называвшегося формализмом). У руля оказались те, кто вовремя сменил членство в лево-авангардном ОСТе (Общество станковистов) на близость к радикально-реалистической АХРР (Ассоциации художников революционной России), заложившей фундамент советской изобразительной пропаганды.

Во-вторых, военная тема позволила советским художникам проявить свою осведомленность не только в жанрах, но и в иконографических схемах, накопленных мировым искусством. В «Славе павшим воинам» Федора Богородского легко разглядеть «Оплакивание Христа», в картине «После боя» Петрова-Водкина - фрагмент «Тайной вечери», в «Тачанке» Грекова - закусившую удила квадригу Аполлона, в «Красноармейской студии» Серафимы Рянгиной - классическую сцену «художник в своей мастерской», известную со времен Вермеера. Тема созидательного социалистического труда - вторая важнейшая тема в официальном советском искусстве - такого богатства интерпретаций не породила. Война оказалась содержательнее, чем мирный труд.

Юлия Попова




График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка